Кто построил дворцовый мост. Что наша жизнь? Просто путь! Расписание, время разводов и время сведения

Дворцовый мост - уникальное архитектурное сооружение, созданное много лет назад. Он и по сей день является одним из величественных мостов в Петербурге. Как же он был создан, какие события предшествовали его появлению, все это мы узнаем, отправившись на машине времени по страницам истории.

Гуляя по набережной Невы можно увидеть уникальное архитектурное сооружение – Дворцовый мост. Даже с мимолетного взгляда мост удивляет своей красотой и величием. В былые времена на месте моста располагался лодочный перевоз. В 1850 году произошло великое событие в жизни Петербурга, был выстроен Благовещенский мост. Этот факт послужил тому, что Биржевой комитет написал письмо Николаю Первому. В нем излагалась просьба, о перенесении Исаакиевского моста к Зимнему дворцу. В 1853 году просьба была удовлетворена, все строительные работы были осуществлены по проекту Ивана Кондратьевича Герарда. Завершилось строительство нового моста 10 декабря 1856 года. Переправа стала носить имя – Дворцовый мост.

Строительство моста

В 1880 году появилась большая потребность в постоянной переправе между Адмиралтейской и Университетской набережной. Однако коллективное письмо в городскую управу было написано лишь в 1882 году. Запрос о строительстве постоянной переправы был отклонен.

В 1896 году у западного фасада Зимнего дворца был создан живописный сквер. Поэтому было принято решение Дворцовый мост перенести на 53,25 метра вниз по Неве. Строительные работы велись с 1896 по 1897 года. В это же время на переправе появилась конная железная дорога.

К весне 1859 года плашкоуты Дворцового моста затонули из-за своей непригодности. Это происшествие дало толчок в решении о строительстве постоянного Благовещенского моста. Но лишь в 1900 было решено заменить временный мост, и соорудить постоянную переправу. В тот же год летом, специальной комиссии было поручено разработать и спроектировать проект постоянного моста через Неву. Стоит отметить, что именно эта комиссия контролировала возведение Троицкого моста.

В 1901 году был объявлен конкурс на строительство Дворцового моста. Всего было отправлено 27 работ, из них 13 проектов были творением петербургских авторов. Городская дума, тщательно изучила все предложенные проекты, но, к сожалению, ни один из них не был одобрен. Но также, проекты были рассмотрены конкурсной комиссии, их мнения с городской думой практически сошлись, за исключением одного проекта. Этим «счастливчиком» оказался проект фирмы «Батиньоль». Было принято решение выкупить полностью права на данный проект, но фирма наотрез отказалась от этой идеи. Они предложили составить и подписать договор на строительство постоянного моста. Согласно смете, итоговая сумма договора составила бы 4 700 000 рублей. В свою очередь комиссии не понравилась эта идея, и было решено провести второй тур конкурса.

После завершения первого тура, было решено, немного переделать условие конкурса. Теперь, требовалось составить проект, с учетом того, что разводной пролет моста располагался бы не у берега, а по центральной части русла.

Во втором туре приняли участие только отечественные предприятия. По завершению тура, специальной комиссии были проверены проекты. По их мнению, с техническим заданием справились все участники конкурса.

В 1911 году 5 февраля был подписан договор о строительстве Благовещенского моста в качестве постоянной переправы. По итогам двух туров, победу одержало «Общество Коломенских заводов». Согласно контракту, готовую переправу они обязаны были сдать 15 ноября 1913 года. Также в одном из пунктов договора гласилось, при строительстве использовать только отечественные материалы и рабочую силу.

Несмотря на то, что договор был официально заключен, конечного плана по строительству моста не было. Автором первоначального проекта от компании «Общество коломенских заводов» был Андрей Павлович Пшеницкий. Идея проекта заключалась в сооружении шестипролетного моста, но, к сожалению, он был отклонен архитекторами и мостостроителями, так как переправа не имела собственного оформления, а Андрей Пшеницкий предлагал полностью скопировать оформление Троицкого моста. Также был проект, цель которого заключалась в сооружении на переправе 28-ми метровых башен с подъемными механизмами. Но такую идею сразу пресекла Академия Художеств.

В проектировании моста кроме Андрея Пшеницкого, также принимали участие Леонтий Бенуа, Мариан Перетяткович и Роберт Мельцер. По мнению инженеров и мостостроителей постоянный Благовещенский мост, был самым сложным в инженерном плане, из всех переправ расположенных на территории Петербурга.

Строительство моста было начато в 1912 году. В 1914 году 17 апреля произошло сильное наводнение, одна из опор переправы была полностью разрушена. Этот факт замедлил строительство моста, ведь на создание новой опоры требовалось время и силы. Ко всему прочему возникла проблема в поставке металлических конструкций. Виной всему была Первая Мировая война. Также постепенно стало не хватать рабочей силы. В итоге все сроки по сдачи переправы, были сорваны.

Новый мост

Прежде чем запустить мост в эксплуатацию, нужно было проверить его на прочность. В 1916 году 17 декабря специальная комиссия провела испытательные работы. Для этого на переправу въехали 34 грузовых автомобиля с общим весом 20 000 пудов. Мост успешно прошел испытание, и комиссия дала добро на открытие моста. 23 декабря движение по переправе было открыто. Но, тем не менее, на этом строительство моста не было завершено, ведь переправа была фактически без художественного оформления. В момент открытия моста были использованы временные перила и настил.

Открытие моста прошло не так торжественно как планировалось. Виной всему была война, к тому же за неделю до этого был убит Григорий Распутин. На церемонии открытия присутствовала царская семья. Из всех приглашенных гостей пришли лишь немногие. Также не было на мероприятии самого главы города, за место него, символическую ленту перерезал его заместитель.

С виду переправа получилась величественная. Общая протяженность составила 260, 1 метра, при ширине 27,75 метров. Вес моста также внушал к себе уважение, металлическая конструкция весила 4 868 тонн. Разводной механизм был продуман лучшими инженерами того времени. Дворцовый мост стал еще одним символом и украшением величественного Петербурга.

В 1918 году на годовщину Октябрьской Революции власти города пришли к решению переименовать переправу. Так в жизнь города вошел Республиканский мост. С таким именем переправа прошла по страницам истории города вплоть до 1952 года. Именно в тот год, вновь появился Дворцовый мост.

В 1939 году было решено заменить деревянные ограждения моста, чугунными. В качестве декора была использованы такие символы как: пятиконечные звезды, колосья, герб и знамена. Автором оформления переправы был Игорь Крестовский, один из лучших скульпторов того времени. А всеми архитектурными работами руководил Лев Носков.

В 1967 году было решено провести капитальный ремонт моста. А в 1977 году при реконструкции моста был полностью сменен настил и разводной механизм. Также было принято решение установить декоративные фонари по всему периметру моста.

В 1997 году Дворцовый мост был полностью обновлен. Все строительные работы шли под руководством Юрия Петрова. Торжественное мероприятие по случаю открытия обновленное переправы состоялось 13 ноября 1997 года. Все началось с пушечного залпа из Петропавловской крепости. Затем на мосту началось красочное представление. Дамы в пышных бальных платьях, кавалеры в камзолах кружились в медленном танце. С берегов доносилась инструментальная музыка. Под конец празднования над Дворцовым мостом был устроен грандиозный фейерверк.

После обновления мост приобрел ночную подсветку. Поэтому многие туристы и жители города любят прогуливаться вдоль набережной с наступлением сумерек. В это время суток, Дворцовый мост обретает другую жизнь, благодаря мерцанию многочисленных огоньков.

В 2013 году была произведена незначительная реконструкция переправы. Во время, которой были заменены некоторые детали механизма.

На сегодняшний день Дворцовый мост остается одним из главных символов города. Он своей красотой и величием продолжает служить городу и его жителям. По мнению многих туристов и местных жителей, развод Дворцового моста является одним из самых захватывающих зрелищ на территории Петербурга.

Длина моста — 250 м (по другим данным, 255 м), ширина — 27,7 м. Состоит из пяти пролетов.

Необходимость моста через Неву, соединяющего Адмиралтейский остров с Васильевским у Зимнего дворца, обсуждалось в правительстве ещё в конце 20-х годов XIX в.

В 1853 году Николай I дал указание переместить Исаакиевский плашкоутный мост к Зимнему дворцу для прямой и постоянной связи с Биржей и другими учреждениями Торгового порта. В состав нового моста вошли 3 плашкоута из старого Исаакиевского. Перемещение Исаакиевского моста было завершено 10 декабря 1856 года. В периоды ледохода и ледостава мост разводился.

В 1896 году наплавной Дворцовый мост был перенесён вниз по течению на 53,25 м в то место, где позже был возведён постоянный мост. Перенос был связан с решением создать озелененную площадку перед западным фасадом Зимнего дворца.

Своё название мост получил по находящимся рядом с ним Зимнему дворцу и Дворцовой набережной.

В апреле 1901 года объявлен конкурс на возведение сразу двух постоянных мостов, Дворцового и Большеохтинского.

На конкурс поступило 28 эскизных проектов Дворцового моста, но ни один проект не был принят комиссией. Конкурс продлили до мая 1904 года и к существующим проектам добавилось еще 19. При этом в новых вариантах были учтены замечания экспертов.

Строительству помешала русско-японская война, а затем революция 1905 г.

К весне 1908 г. комиссией экспертов были разработаны новые технические требования. И новый конкурс подарил Петербургу еще 9 проектов.

Был принят вариант Общества Коломенских заводов. При этом было главное условие - все работы должны выполняться из отечественного материала русскими рабочими и русскими инженерами. Архитектурное оформление по распоряжению президента Академии художеств было поручено архитектору Р. Ф. Мельцеру.

Он разработал очень пышное и помпезное оформление (жаль что оно так и не было реализовано)...

"... перила сложного рисунка с «чеканными двухсторонними украшениями из толстого листового железа», декоративные карнизы с «картушами, выполненными из толстого железа», восемь фонарей с выкованным из железа декором. На широких опорах разводного пролета поставить четыре больших фонаря-маяка высотой 14 саженей, включавших в себя подъемные машины для людей и балконы вокруг фонарей. Основание фонарей украсить сложной скульптурой, орнаментами, картушами, императорскими орлами ".

Не смотря на утверждение проекта, экспертная комиссия отвергала большие фонари-башни, они якобы были слишком высокими и доминировали бы над зданием Эрмитажа. Сколько прекрасных проектов у нас загублено из-за высотного регламента. В результате был согласован вариант моста и фонарей без скульптурного убранства.

После начала строительства постоянного моста (в 1912 году), наплавной мост был перенесен к Сенатской площади, где находился до 1916 г., пока не сгорел от искры проходившего по Неве буксира.

Строительство моста началось в конце 1911 года. Литые чугунные арки, изготовленные Коломенским заводом, прибывали водным путем и устанавливались на месте.

17 апреля 1914 г. во время наводнения была повреждена одна из строившихся опор. Затем началась первая мировая война и сало не до моста. Строительство велось медленно и к концу 1916 года была готова лишь инженерная конструкция моста. В октябре 1916 года Дворцовый мост открыли для прохода и проезда в недостроенном виде, соорудив «временные» деревянные перила и поставив стандартные чугунные столбы для навешивания фонарей и проводов для трамвая.

Трамвай на мосту.

С приходом новой власти в 1917 году мост был переименован в Республиканский, в 1944 году возвращено историческое название.


Проход Авроры через мост 2015г. Фото (С)

Чугунные перильные решетки появились только в 1939 году.

Эти решетки отлиты скульптором И. В. Крестовским по рисунку архитектора Л. А. Носкова.

По понятным причинам, предполагавшиеся ранее большие украшенные орлами фонарные столбы на опорах моста, советской властью так и не были установлены.

Мост пятипролётный металлический с разводным пролётом посередине. Постоянные пролеты перекрыты двухпролётными металлическими клепанными сквозными фермами балочно-неразрезной системы, с криволинейными поясами. Масса стальных конструкций 7770 т (в том числе 2800 т — противовесы разводной части моста).

Длина моста 250 м (255,05 м), ширина моста между перилами 27,73 м, из них ширина проезжей части — 22,0 м (3 полосы для движения транспорта в каждом направлении) и два тротуара по 2,85 м. Схема разбивки на пролеты: (38,63 + 47,12) + (9,20 + 58,60 + 9,20) + (47,12 + 38,63) м. Судоходный габарит 22,0 × 6,3 (30,00) м

При разводке моста противовесы опускаются в колодцы опор, которые расположены на глубине до 6,0 метров ниже ординара воды в Неве.

Мост прошел капитальный ремонт в 1967 году.

Виды с моста.

В 1977 году мост был реконструирован. Реконструкции подверглись фонари, настил, разводная часть. В 1994 году были сняты трамвайные пути, а в 1997 году была произведена реконструкция моста под руководством инженера Ю. Петрова.

Для освещения и контактной сети на мосту установлено 16 опор с архитектурным декором и 4 опоры контактной сети на разводном пролете.

Вид на мост со стороны Университетской набережной (фото апреля 2016 года).

14 ноября 1997 г, в Петербурге состоялся праздник под названием «Дворцовый мост зажигает огни». С этого дня мост подсвечивается белым, голубым или синим цветом. Редко красным и зеленым, чаще синим.

Пульт управления мостом.

Мост может быть сведён и разведён за три минуты. Вместо выражения "свести мост", специалисты говорят "навести пролёт".

Механизм моста работал надёжно, однако в октябре 2002 года отломился один из зубьев на шестерне, что привело к остановке разводки моста и задержке судов на Неве.

Последний капитальный Дворцового моста был начат 21 октября 2012 года, без возведения временных переправ. 19 октября 2013 года был торжественно открыт после реконструкции.

Дворцовый мост расположен между Дворцовым проездом и Биржевой площадью Васильевского острова. Его длина составляет 260 метров, ширина - 27,8 метра. Средний из пяти его пролетов - разводной, двукрылый. Остальные пролеты перекрыты двумя металлическими клепаными неразрезными пролетными строениями со сквозными фермами, имеющими нижние криво-линейные пояса.

Каждое крыло уравновешено семью противовесами. Масса металлических строений Дворцового моста составляет 4868 тонн, а противовесов – 2800 тонн.
Он считается одним из символов города. Возможно, это самый красивый мост Петербурга. И самый известный.

На месте современного Дворцового моста задолго до его появления долго не существовало никакой переправы через Неву – ее роль выполнял расположенный выше по течению Исаакиевский плашкоутный (наплавной) мост. После постройки Благовещенского моста, Петербургский биржевой комитет обратился к царю с просьбой переместить к Зимнему дворцу наплавной Исаакиевский мост, ранее соединявший Университетскую набережную и Сенатскую площадь. Перемещение Исаакиевского моста ближе к стрелке Васильевского острова позволяло создать удобную транспортную артерию, которая бы обслуживала находящиеся на стрелке учреждения Торгового порта. Разрешение на перемещение моста было получено 5 августа 1853 года. Проект перестройки составил инженер И.К. Герард. Переправе дали новое имя - Дворцовый мост, по находящимся рядом Зимнему дворцу и Дворцовой набережной.

Но тогда мост находился выше по течению, и только в 1896 году был перемещен вниз на 52 метра – на свое нынешнее место. Работы по наведению моста начались зимой 1896 года и закончились 23 декабря 1897-го: когда по нему были проложены рельсы конно-железной дороги. На зиму он «рассоединялся» посередине и, чтобы не мешать ледоходу, отводился к берегам. В зимнее время переправа осуществлялась по льду – пешком, на финских санях, а позже – и трамваем, рельсы и опоры электросетей которого вмораживались в лед.
Дворцовый мост тех времен был небезопасен. Весной 1899 года, например, понтоны, на которых крепился настил, давно требовавший ремонта, дали течь, и переправа чуть не затонула. После этого со всей серьезностью стал вопрос о строительстве капитального моста.


Еще в 1882 году общественные организации и многие домовладельцы обратились в Городскую управу с просьбой заменить Дворцовый плашкоутный мост постоянным. И только в апреле 1901 года был объявлен конкурс, причем одновременно на два моста – Дворцовый и мост Петра Великого (Большеохтинский). На конкурс поступили 27 эскизных проектов, в том числе 13 – от петербургских авторов. Все они демонстрировались в Александровском зале Городской думы и, по мнению современников, производили далеко не самое выгодное впечатление.
Особая комиссия признала их вообще непригодными и невыполнимыми – за исключением эскизного проекта французской фирмы «Битаньоль». Но хитрые французы отказались продать эскизный проект, и предложили городу подписать договор на строительство моста за 4 миллиона 700 тысяч рублей! Это было слишком дорого.
Был объявлен второй тур конкурса. В итоге в 1909 году приняли проект инженера А. П. Пшеницкого, выпускника Петербургского института инженеров путей сообщения. Архитектурное оформление моста, по распоряжению президента Академии художеств, было поручено архитектору Р. Ф. Мельцеру


Через 12(!) лет, 5 февраля 1911 года, был подписан договор о строительстве моста с Обществом Коломенских заводов. Ожидалось, что переправа будет сдана в эксплуатацию 15 октября 1913 года, но его строительство началось только в 1912 году, так как проект Пшеницкого пришлось переделывать. О сдаче моста в указанные сроки теперь уже никто и не думал. Тем более, что 17 апреля 1914 года в Петербурге случилось наводнение, в результате которого была повреждена одна из строившихся опор. А в августе 1914 года разразилась I Мировая война, и строительство еще более затянулось. Кроме того, участились задержки в поставке металлических конструкций, стала ощущаться нехватка рабочей силы, сказывался недостаток финансирования.

Дворцовый мост был открыт лишь 23 декабря 1916 года. За неделю до этого, 17 декабря 1916-го, было произведено испытание прочности: 34 грузовых автомобиля, каждый из которых имел массу более 600 пудов (почти 10 тонн), въехали на мост одновременно и по-следовательно заняли все его пролеты.
Церемония открытия Дворцового моста прошла скромно: члены царской династии на ней не присутствовали. Им было не до того – с одной стороны, шла тяжелая война, с другой, накануне убили царского любимца Григория Распутина. На торжество прибыла лишь десятая часть приглашенных. Не пришел даже городской голова Делянов, предоставив честь разрезать ленточку своему заместителю.


Художественное оформление Дворцового моста так и не было завершено до 1917 года: устройство перил, фонарей и павильонов заканчивалось уже при Советской власти. Так, знаменитая чугунная литая решетка перил появилась только двадцать лет спустя, в 1939 году! А до того времени там стояли временные деревянные перила. Ну а при взгляде на новые трудящиеся города Ленина могли любоваться рисунком, который «удачно сочетал в композиции перил советскую символику с традициями петербургского классицизма». В ознаменование первой годовщины Октябрьского переворота 1917 года мост назвали Республиканским, но в январе 1944 года ему вернули историческое название.

Дворцовый мост капитально отремонтировали в 1967 году, а в 1977-м его реконструировали: обновили разводную часть, заменили настил, установили новые фонари и убрали со средних опор дощатые хибарки будочников, сохранившиеся с 1916 года. Летом 1997-го была проведена очередная реконструкция, и переправа получила подсветку. Он стал третим мостом после Троицкого и Лейтенанта Шмидта, получившим такую подсветку.
Несмотря на стремление архитекторов «приблизить» переправу к воде, мост всёравно закрывает более чем на половину высоты здания Кунсткамеры, Биржи, Адмиралтейства. Избежать этого при низких берегах Невы и соблюдении условий судоходства было невозможно.

Наконец, в 2001 году Дворцовый мост стал центром торжественной встречи XXI века и III тысячелетия.
Разведённые крылья Дворцового моста являются одним из символов Санкт-Петербурга. Во время проведения праздничных мероприятий их иногда используют в качестве экранов для проецирования документальных фильмов.

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Из всего списка достопримечательностей, которыми буквально напичкан Санкт-Петербург , все же можно выделить несколько наиболее знаковых. Как правило, символами города называют Исаакиевский собор , храм Спаса-на-Крови , Петропавловскую крепость . Но панорама Питера была бы неполной без его знаменитых инженерных сооружений - разводных мостов. Наиболее живописным и, пожалуй, самым фотографируемым считается Дворцовый мост. Наверняка, открытки с разведенными крыльями Дворцового на фоне шпиля Петропавловской крепости есть у каждого гостя Санкт-Петербурга.

Мост изначально должен был стать самым красивым в городе, но на протяжении всего времени своего существования судьба играла с ним в жестокую игру. И все-таки, практически лишенный архитектурных изысков Дворцовый мост словно магнит притягивает к себе тысячи людей, совершающих прогулку от Эрмитажа до стрелки Васильевского острова.

История

В середине 19 века, вскоре после строительства первого в городе постоянного моста через Неву (Благовещенского), сюда, к Зимнему дворцу переместили понтонный Исаакиевский, который до последнего времени связывал Университетскую набережную и Сенатскую площадь. После небольшого косметического ремонта он получил новое название - Дворцовый, в честь расположенного буквально в двух шагах Зимнего дворца.

В 1917 г. Дворцовый мост большевики переименовали в Республиканский. Но новое название продержалось относительно недолго, и в 1944 г. оно было заменено на старое.

Но разве таким должен быть столичный мост, символизирующий сотрудничество власти - Зимнего дворца и предпринимательства - Биржи? Поэтому уже в 80-е гг. 19 века стала очевидной необходимость создать постоянную переправу, которая связала бы Васильевский остров c Большой землей. Окончательное решение о замене понтонного моста на постоянный было принято в 1900 г. Строительство капитального инженерного сооружения началось в 1912 г. и прервалось в 1914 г. из-за Первой Мировой войны. В итоге движение по мосту открыли в 1916 г., правда, художественное оформление Дворцового так и не было закончено. К этому времени на него установили только временные перила и уложили деревянный настил. Ну а дальше было не до украшений: в Петрограде случилась революция, и у города появились куда более важные дела.

За время своего существования мост неоднократно подвергался реконструкции. В 1998 г. с него демонтировали трамвайные пути, самый свежий капитальный ремонт был проведен совсем недавно: в 2013 г.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, набережная Большой Невы, на оси Дворцового проезда и Биржевой площади. Координаты GPS: 30.308100; 59.941200.

Разводка в летнюю навигацию (конец апреля - ноябрь): 1:25-2:50, 3:10-4:55. В межнавигационный период мост разводится для выполнения профилактических и ремонтных работ.

От ст. метро Адмиралтейская. При выходе из метро поверните налево, дойдите до перекрестка, после направо по ул. Малая морская. До Невского проспекта, и налево. По Невскому проспекту до Дворцовой площади. Далее до Дворцового моста. Весь маршрут пешком - примерно 9 мин.

От ст. метро Невский проспект, выход на Канал Грибоедова. При выходе из метро поверните направо. Двигайтесь по Невскому проспекту до Дворцовой площади и далее до Дворцового моста. Пешком примерно 20 мин.

От ст. метро Василеостровская. При выходе из метро поверните направо и двигайтесь по Среднему проспекту до наб. Макарова. Потом направо до Стрелки Васильевского острова. Далее до Дворцового моста. Пешком примерно 26 мин.

Описание

Дворцовый мост - главный мост через реку Неву в центре Санкт-Петербурга. Является одним из разводных мостов города, соединяющим Васильевский и Адмиралтейский острова.

Длинна моста - около 250 м. Ширина - около 28 м. На развод этого моста в период навигации ежегодно приезжают посмотреть тысячи туристов.

Является одним из символов Санкт-Петербурга. Был построен архитектором Андреем Павловичем Пшеницким. Открыт в 1916 году.

Поделиться