Железные дороги и поезда в швейцарии. Все о железной дороге швейцарии Виды билетов в швейцарии на поезда

Швейцария - страна железнодорожная. Практически в любой населенный пункт можно добраться на поезде, городской электричке, по зубчатой железной дороге или рельсовыми фуникулерами. Я не буду рассказывать про федеральные железные дороги, так как в поездке пользоваться ими мне не пришлось, а вот самые интересные локальные железнодорожные маршруты мы использовали.

1. Знакомство с железнодорожной инфраструктурой началось с узкоколейной железной дороги Matterhorn Gotthard Bahn, а точнее с ее участком на тоннеле Фурка на высоте 1,564 м над уровнем моря, длинной 15.34 км. Особенность этого участка состоит в том, что специальные платформы перевозят автомобили, причем с пассажирами.

2. Покупаете билет, заезжаете на платформу и через 25 минут вы с другой стороны перевала. Быстро, удобно, безопасно. Выходить из машины во время движения запрещено!

3. А теперь самая крутая железная дорога в мире Pilatusbahn с максимальным градиентом 48% и средним градиентом 35%. Линия проходит от озера Люцерн, до конечной остановки вблизи вершины Pilatus на высоте 2 073 м. Первый паровоз поднял пассажиров 4 июня 1889, а 15 мая 1937 года на маршруте появились поезда на электрической тяге.

4. Подъем и спуск по маршруту Alpnachstad - Pilatus Kulm и обратно стоит 72 швейцарских франка, причем спуститься можно и в город Kriens используя фуникулер. Поездка с собачкой дополнительно обойдется вам в 14 франков.

5. В наших планах ночевка на высоте 2132 метра, поэтому наши "чумоданы" загружают в неиспользуемую заднюю кабину машиниста.

6. Поехали! Виды из окна покажу в другом репортаже, а сейчас только транспортные фото.

7. Дорога одноколейная, посредине маршрута место для разъезда со встречными поездами.

8. Вагон Pilatusbahn на подъезде к вершине.

9. Вокзал, он же Hotel Bellevue, он же ресторан для туристов. Само собой, все эти заведения находятся на разных этажах:).

10. Наш следующий маршрут начинается в коммуне Лаутербруннен, кантоне Берн. Поезд зубчатой железной дороги Wengernalpbahn открытой в 1893 году доставит нас в деревню Венген, чтобы оттуда мы совершим поездку по высочайшей железной дороге в Европе Jungfraubahn.

11. На фотографиях не видно, но уже темно, льет мелкий дождь, из окна поезда вообще ничего не было видно. Поэтому я еще вернусь к этой дороге позже, после поездки по Jungfraubahn.

12. "Ретро-поезда" тоже еще работают, но мы поедем вот на этом, который справа.

13. Чистые и современные поезда Wengernalpbahn.

14. Поезд на промежуточной станции Eismeer железной дороги Jungfraubahn. Стоянка поезда 5 минут, поэтому можно выйти и полюбоваться вечными льдами и величием скал. Интересно, что Гайер получил разрешение на строительство при условии предоставления доказательства, что разрежённый воздух высокогорья не нанесёт вреда здоровью рабочих, а позднее и пассажирам железной дороги. Поэтому 15 сентября 1894 года в три часа утра из Церматта на Брайтхорн в Пеннинских Альпах (кантон Вале) отправилась группа испытуемых. Семь человек в возрасте от 10 до 70 лет отнесли на носилках на высокогорное плато на высоту 3750 м, результат повторного обследования не обнаружил отрицательного воздействия прогулки на их здоровье, после чего разрешение было выдано.

15. Перепад высот 1400 метров, протяженность 9 км. Для любителей поблевать есть пакетики.

16. И снова Wengernalpbahn.

17. Билетик недорой, в пределах 5 франков, поездами пользуются не только туристы, но и местные жители.

18. Виды завораживают.

20. Встречаем ретро-поезд, который ходит 2 раза в день.

21. Красиво?

22. И вот, мы снова на вокзале Lauterbrunnen.

23. Поезд зубчатой железной дороги Berner Oberland Bahn.

24. Ну, и на последок железная дорога Montreux Vevey Riviera (MVR).

25. Особенность дороги в том, что поезд нужно останавливать с помощью кнопки на специальной колонке. Если этого не сделать, то он проходит мимо. Такая же кнопка есть и в вагоне.

26. Не могу сказать стоимость билетика на этот поезд, так как все отели в большинстве городов Швейцарии выдают гостям транспортные карты, в которые входит и проезд на городских электричках и фуникулерах. А в кантоне Женева даже и экспресс в аэропорт.

27. Часть вагона выделена под пассажиров первого класса.

28. Поднявшись на фуникулере Territet - Glion видим поезда железной дороги Montreux-Glion-Rochers de Naye (MGN). Прикольно, сзади поезда еще тележка для грузов.

29. И вот такой необычный девайс.

30. Поезд Швейцарских федеральных железных дорог SBB-CFF-FFS на вокзале в Vevey.

31. Кстати, на участках железных дорог мне попадались ну ооочень старые рельсы. Вот такой железнодорожный репортаж. Будет еще много интересного из Швейцарии, следите!

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

В 2013 году Швейцарские федеральные железные дороги - так звучит их официальное наименование - перевезли 366 миллионов пассажиров. Это очень впечатляющая цифра. Ведь население самой Швейцарии по состоянию на 30 сентября 2014 года составило чуть более 8,2 миллиона человек. Железные дороги Швейцарии имеют самую густую сеть в Западное Европе. А швейцарские поезда - одни из самых надежных и комфортабельных в мире. Общая протяжённость железнодорожной сети Швейцарии по состоянию на 2013 год составляет 3 033 километра. Здесь же расположена самая высокая железнодорожная станция Европы: станция «Юнгфрауйох» на высоте 3 454 м на территории Бернского Оберланда.

Как создавались железные дороги Швейцарии

Первый участок железной дороги, который проходил только по швейцарской земле, был построен в 1847 году и соединил города и Баден. Настоящий железнодорожный бум начался после принятия «Закона о железных дорогах» в 1852 году. Данный закон устанавливал, что железные дороги могут строить и эксплуатировать частные лица либо кантоны.

Огромную роль в этом сыграл Альфред Эшер — швейцарский политик, фабрикант и первопроходец в области железнодорожного строительства. «Закон о железных дорогах» он по праву мог назвать своим детищем. Строительство Готардской железной дороги - одно из главных его достижений.

Горная Сен-Готардская железная дорога, протяженность которой составляет 274,2 км, пересекает центральный массив Швейцарских Альп и соединяет итальянские железные дороги со швейцарскими и немецкими. Кроме того, Эшер был одним из основоположником кредитного банка «Schweizerische Kreditanstalt». На сегодняшний день это всемирно известный банк «Credit Suisse».

Не удивительно, что памятник Альфреду Эшеру, открытый 22 июня 1889 года, стоит на почетном месте - на привокзальной площади . При этом пассажиропоток вокзала в Цюрихе составляет приблизительно 400 000 человек за рабочий день.

Создатели «Закона о железных дорогах» явно исходили из благих намерений. Однако в результате началась безжалостная конкурентная борьба. В результате которой, о своем банкротстве в 1861 году объявила сначала Швейцарская восточно-западная. А в 1878 - Швейцарская национальная железная дорога. Данные события повлияли на точку зрения как парламентариев, так и простых граждан.

Требования о национализации железной дороги становились все громче. В результате всенародного голосования 20 февраля 1898 года было объявлено о национализации пяти «выживших» частных железных дорог. 1-е января 1902 года стало днем рождения SBB: так выглядит сокращение от «Schweizerische Bundesbahnen» — Швейцарские федеральные железные дороги - на немецком языке.

Железные дороги Швейцарии сегодня

На швейцарских поездах вместе с логотипом железных дорог на немецком можно увидеть также сокращение CFF-FFS — от французского «Chemins de fer fédéraux suisses» и итальянского «Ferrovie federali svizzere», что лишний раз подчеркивает многоязычность Швейцарии.

С 1 января 1999 года SBB преобразованы в открытое акционерное общество, 99 % акций которого принадлежат государству. Сеть железных дорог Швейцарии полностью электрифицирована, по состоянию на 2013 год количество сотрудников SBB составило свыше 30 000 человек. До 2005 года в швейцарских поездах были вагоны для курящих и некурящих. 11 декабря 2005 года - вместе с изменением расписания движений поездов - курить запретили везде.

Поездка на швейцарском поезде - это, прежде всего, комфорт. Это удобные, мягкие сидения, большие панорамные окна, чистые туалеты, работающие без перебоев кондиционеры, розетки для мобильных устройств. В большинстве скорых поездов есть вагон-ресторан и мобильный мини-бар: сотрудник SBB катит по проходу тележку и предлагает пассажирам напитки - чай, кофе, минеральная вода, кола, пиво, а также сандвичи, сухарики и чипсы.

Между основными городами Швейцарии скорые поезда курсируют в среднем два раза в час. Кроме того, здесь есть также поезда пригородного сообщения «S-Bahn», то есть попросту электрички. При этом цена на все виды поездов стандартна. И цена это достаточно высокая. Так, 11-тиминутная поездка 1-м классом в один конец из на вокзал Цюриха обойдется Вам в 10.80 франков. А за поездку из Цюриха в Берн 1-м классом туда и обратно придется выложить 176 франков, та же поездка 2-м классом стоит ровно 100 франков.

Билет на поезд в Швейцарии надо покупать в билетной кассе или в билетном автомате, кондуктора в поездах билеты сейчас не продают, хотя раньше такое практиковалось - за доплату в 5 франков. Поездка без билета обойдется Вам минимум в 80 франков, а Ваши персональные данные будут храниться в центральном компьютере SBB 2 года. 2-ая безбилетная поездка обойдется уже в 120, а третья - в 150 франков. Так что лучше покупать билеты вовремя и наслаждаться комфортабельной поездкой.

Расписание поездов продумано таким образом, что в любой город вы можете отправиться примерно раз в пол часа — час (хотя иногда требуются пересадки).

Сайт железных дорог Швейцарии: www.sbb.ch

Используйте его при планировании поездок куда бы то ни было. Просто вбейте начальный и конечный пункт (можно даже просто точный адрес) и предполагаемое время отправления. Сайт автоматически вычислит наиболее оптимальный маршрут и даст вам полную информацию, включающую время отправления, платформу отправления, время в дороге, пункты пересадок, номера поездов и автобусов.

Если у вас нет интернета — вы можете воспользоваться бесплатными компьютерами возле билетных касс на главном вокзале Цюриха (Zurich Hauptbahnhof). Там же вы можете распечатать полученную информацию.

Расписание поездов — можно посмотреть на табло на вокзале (примерно на пол часа вперед), или возле билетных касс взять небольшую брошюрку в виде книжечки примерно 5*10 см с расписанием поездов из Цюриха и обратно в большинство крупных городов.
Стоит иметь ввиду, что на любом вокзале вся информация о поездах обязательно присутствует в виде подобных информационных брошюрок. В Цюрихе вы, конечно, не найдете в бумажном виде информацию о региональных поездах из Беллинцоны, например. Но вы узнаете, как доехать до Беллинцоны, а в Беллинцоне уже сможете узнать о расписании электричек.

По приезде в любой город стоит заглянуть в туристическое бюро — там иногда можно найти карту города с отмеченными достопримечательностями. Однако стоит быть готовым к тому, что большая часть туристической информации будет на местных языках.

Билеты по Швейцарии

Можно купить по интернету, через автоматы или в билетных кассах. С недавних пор отменили возможность покупать билеты в поездах дальнего следования, но зато появилась возможность покупать билеты онлайн по смартфону через приложение SBB .

Зайцем проехать практически без шансов — контроль на скоростных поездах весьма частый. Штраф за безбилетный проезд — 100 франков.

На билете обозначено:

  • Cрок действия билета (наверху): обычно — дата покупки. Билет действителен в течение одного выбранного дня.
  • Крупными буквами: пункт отправления и пункт назначения.
  • При альтернативных маршрутах Вам может быть предложено выбрать промежуточные пункты. В таком случае они также печатаются на билете. Потому проехать из Цюриха в Интерлакен по билету через Берн можно только через Берн, при маршруте через Люцерн с тем же билетов Вы будете считаться безбилетником.
  • Крупная цифра в нижней части: класс билета. Бывает 1-ый и 2-ой.
  • Стрелками на черном фоне обозначено, действует ли билет в одну сторону или туда-обратно.
  • Внизу справа — стоимость билета.

Интернет-билеты покупаются через сайт www.sbb.ch (в соответствии с их условиями).

Если маршрут вызывает сомнения — лучше обратиться непосредственно в кассы. Персонал обычно свободно говорит на 4-х языках (фр., итал., нем. и анг.), они могу в том числе распечатать вам полную информацию по маршруту, включая пересадки и время отправления. На вокзале Цюриха получить более подробную информацию, а не просто купить билет, можно в Reisburo — бюро путешествий, расположенное рядом с билетными кассами. Там же можно купить билеты серии Swiss Pass, Halbtax, а также забронировать места в панорамных поездах и уточнить интересующие вопросы.

Билетные автоматы — принимают как франки, так и кредитные карты. Автоматы поддерживают 4 языка — анг., нем., фр. и ит. Купюры, засовываемые в автомат, не должны сильно превышать стоимость билета (разница должна быть не больше 10-20 франков, чтоб автомат мог выдать вам сдачу монетками).

Билеты на поезда не именные и действуют весь день покупки на любой поезд в данном направлении (за исключением тех случаев, когда специально бронируются места). Могут быть как в одну, так и в обе стороны. В поезде можно занимать любое место в соответствующем классе, если только на это место не распространяется бронь (обычно на стене с номерами мест в таком случае висит соответствующее уведомление).

Стоимость билетов — зависит от маршрута, а не от вида поезда. На скоростной поезд и региональный билеты будут стоить одинаково.

Стоимость билетов на поезда из городов Швейцарии:

Поезда в Швейцарии

Чтобы войти в поезд, не забудьте нажать на кнопку открытия дверей. Также при выходе.

Поезда бывают двух типов: двухэтажные и одноэтажные. Обычно подразумевается, что первый этаж должен быть тихим (значки о запрете разговоров по мобильному телефону и т.п.). Однако запрет этот не строгий. В двухэтажных поездах проход между вагонами осуществляется по второму этажу.

Вагоны разделяются на первый и второй класс. Если вы с билетом второго класса сели в первый, вас оштрафуют. Если запланированная поездка попадает в час пик (в том числе вечером в воскресенье с популярных для хайкинга и горных лыж мест), то имеет смысл брать билеты в первый класс (цена котороых на 50% выше) — первый класс всегда свободнее и тише, а во втором вам может просто не хватить места. Но, в принципе, ситуации, чтоб вы не могли войти в вагон, практически не бывают. В худшем случае вам придется какое то время провести стоя.

Альтернативой шумному вагону может быть вагон-ресторан. Его наличие обозначается специальным значком в расписании. За приемлемую цену вы можете скрасить дорогу чашечкой кофе или бокалом пива.

Для велосипедов существуют специальные вагоны, которые бывают не во всех поездах — надо смотреть значки для конкретного поезда в расписании.

Большинство современных поездов в Швейцарии приспособлено для инвалидов — единый уровень с платформой, выдвигающаяся подножка, плоский пол, а теперь даже специальные расширенные туалеты, куда без проблем поместится инвалидное кресло.

В любом вагоне обязательно присутствует туалет, пользоваться которым можно и на станциях. Смыв, жидкое мыло и вода включаются кнопками (на полу, на стене или над краном с обозначенными символами).

Во многих поездах есть сервис по разносу кофе с закусками: мужчина с тележкой проходит по вагонам, предлагая чай, соки, кофе, сэндвичи и кое-какую выпечку. Если поезд двухэтажный, то надо учитывать, что пройдут только по второму этажу. В это время на первом этаже у входа загорается соответствующий символ, и вы можете поднять наверх сами и купить перекусить.

Опоздания

Швейцарские поезда практически никогда не опаздывают. Однако, из-за сбоев, или при большом скоплении людей, которые задерживают отправления, могут случаться небольшие задержки, хотя крайней редко. Скорее всего в часы-пик (около 18 часов вечера по будням) могут быть задержки поездов до 5 минут. Серьезные опоздания поездов тут практически не случаются, только если какой-то форс-мажор, авария на линии.

В случае туристических направлений, например в горные городки, следующий региональный поезд могут также задержать, так как его движение синхронизировано с остальными.
Однако при поездке в аэропорт лучше немного перестраховаться.

Чаще всего проблемы возникают с поездами в Берне . Чтобы лучше знать ситуацию, загрузите себе на смартфон приложение SBB, там можно посмотреть расписание. Там же обозначается опоздание, если с рейсом какая-то проблема или задержка, либо рейс отменен. Будьте аккуратнее в дни снегопадов — это обычно вызывает буквально транспортный коллапс, в основном это городской транспорт , но и с поездами начинается чехарда.

Международные поезда

Кроме местной швейцарской железнодорожной сети SBB, здесь также ходят французские TGV и итальянские CIS Alpino. Билеты на такие поезда можно купить только в билетных кассах, и обычно они подразумевают бронирование места. Самый дальний срок покупки билетов — около 3-х месяцев (зависит от места назначения). Билеты могут существенно различаться по цене, обычно есть так называемые SPAR билеты — специальное предложение по сниженной цене. Они самые дешевые, но их крайне мало и практически без шансов купить их на удобное время (пятница вечер, например). Зато на обычне будни — вполне можно успеть.

Большинство международных поездов мало чем отличается от обычных швейцарских — расстояния незначительны и поездка редко превышает 7 часов. Однако есть и ночные поезда. В них цена билета определяется типом купе: есть сидячие места (самые дешевые), купе на 6-ых, 4-ых, 3-их и 2-их. Чем больше человек на купе, тем дешевле билет. Купе на 6-ых (и на троих) представляет собой стандартное купе с тремя полками с каждой стороны (с одной для трехместного). Привычного столика у окна нет, зато там сделана лесенка, позволяющая легко залезать на полку. Сидеть в таком купе, конечно, не получится, пока среднюю полку не сложат.
Купе делятся на женские, мужские и смешанные. В цену билета входит постельное белье (обычно простынь — чтоб завернуться, подушка с наволочкой, матрасик и одеяло) и легкий завтрак (кофе или чай и булочка с маслом и джемом). Время движения рассчитано таким образом, чтобы прибывать в место назначения около 8 утра.

При желании билеты в Германию и Австрию можно заказать на сайте немецкой железной дороги www.dbahn.de .

Расписание международных поездов можно посмотреть на том же сайте www.sbb.ch , однако цены можно узнать только в билетных кассах.

Направления международных поездов с вокзала Цюриха:

  • CNL — Zürich – Basel – Amsterdam / Hannover / Hamburg / Kopenhagen / Berlin / Leipzig / Dresden / Praha
  • EC — Zürich – Zug – Arth-Goldau – Bellinzona – Lugano – Milano
  • EC — (Chur –) Zürich – Basel – Freiburg im Breisgau – Mainz – Köln – Dortmund – Bremen – Hamburg
  • EC — (Chur –) Zürich – Basel – Strasbourg – Luxembourg – Bruxelles
  • EC — Zürich – Sargans – Innsbruck – Wien / Salzburg
  • EC — Zürich – Winterthur – St. Gallen – Bregenz – Lindau – München
  • EN — Zürich – Bern – Genève – Perpignan – Barcelona
  • EN — Zürich – Sargans – Innsbruck – Graz / – Zagreb – Belgrad
  • EN — Zürich – Sargans – Innsbruck – Linz – Wien – Budapest / Praha
  • ICE — Zürich – Basel – Freiburg im Breisgau – Frankfurt am Main – Hannover – Hamburg (– Kiel) / Berlin
  • ICE — Zürich – Schaffhausen – Stuttgart (– Frankfurt am Main)
  • TGV — (Chur –) Zürich – Basel – Strasbourg – Paris

Скидки на билеты по Швейцарии

Периодически в Швейцарии делаются акции на билеты в некоторых направлениях. Все самые «вкусные» предложения мы публикуем на страничках в соцсетях : в

«Ты такая красивая!» - такое парни говорят своим девушкам. Те смущенно улыбаются. Или звонко смеются, как я, к примеру. Так вот, хочу сказать, что железная дорога Швейцарии красивая! Наверное, вы решите, что это не совсем подходящий эпитет к описанию поездов и рельсов. Ах, если бы вы понаблюдали за прекрасными панорамами гор, лугов и водопадов открывающимися из окошка поезда, вы бы согласились, что такая поездка - это не просто передвижение из точки А в точку Б. Это порция настоящего эстетического удовольствия.

Железная дорога Швейцарии - общие сведения

Основную массу перевозок совершает государственная компания SBB-CFF-FFS. Швейцария, по сравнению со своими европейскими соседками, довольно-таки миниатюрная страна. Но пассажиров перевозят около 4000 вагонов, а длина железнодорожных путей составляет 13000 километров. Как я уже сказала, SBB является монополистом, однако есть еще несколько других, как частных так и международных компаний, совершающих перевозки. И вот это разнообразие поездов и компаний иной раз может запутать туриста на вокзале. Не сразу понимаешь, в какой поезд нужно сесть.

Швейцарская железная дорога известна своими панорамными маршрутами. Могу долго воспевать им оды, но это будет чуть позднее. Для начала расскажу об основных видах поездов в Швейцарии.

Швейцарские поезда

Как я уже говорила выше, в Швейцарии много различных категорий поездов. Все без исключения очень комфортные. Предостерегать от поездки на каком-то из видов поездов нет причины. Но для начала расскажу основную информацию о составах, она поможет составить первое мнение о них.

Как театр начинается с вешалки, так и швейцарский поезд начинается с входа в вагон. Чтобы туда попасть, нужно нажать на кнопку, расположенную на двери. При выходе действовать аналогично.

Поезда в Швейцарии бывают одноэтажными и двухэтажными. Чаще всего подразумевается, что первый этаж должен быть тихим (без громких разговоров пассажиров), даже значки специальные есть на дверях, однако это правило не строгое. Кстати! В двухэтажном поезде переход между вагонами совершается на втором этаже. Тележку с едой провозят там же. Однако на первом этаже загораются специальные датчики и пассажиры могут подняться наверх, чтобы купить себе закусок и напитков.

Вагоны разделены на первый и второй классы. В первом билеты значительно дороже. Однако, по моему мнению, нет смысла переплачивать за класс. Главным отличием второго класса является то, что в ряде может быть на одно сидение больше. Расположение кресел будет «2 + 2» через проход. Между некоторыми сидениями могут находиться столики.

В первом же классе расстановка пассажирских мест осуществляется по схеме «2 + 1». Ну и они чуть более удобные. Один турист как-то шутил, что все различие классов заключается в цветной нашивке на сидениях в первом классе.

В некоторых поездах есть вагоны-рестораны. Узнать об их наличии всегда можно в расписании. Посещение такого ресторана - весьма заманчивая идея, скажу я вам. Пить винишко и мечтательно всматриваться в мелькающие за окном пейзажи просто великолепно!

Если не хотите топать в вагон-ресторан, то вам на выручку придет сотрудник поезда, развозящий на тележке напитки и вкусняшки.

Ой, не могу не удержаться, чтобы не поведать вам и историю о том, почему я так люблю европейские поезда и до сих пор боюсь бродить в поиске вагона-ресторана, буфета или работающей розетки по отечественным. Дело было лет 15 назад. Место действия - междугородный состав, видавший еще лучшие годы Хрущева. Мне, по своим важным детским делам, зачем-то понадобилось в соседний вагон. Отпросившись у мамы, я с гордо поднятой головой отправилась в такое дальнее путешествие. В тамбур вышла без приключений. Далее, с горем пополам, открыла двери для перехода в другой вагон. Сделала шаг, зажмурив глаза и стараясь не смотреть на щель между вагонами, через которую было видно рельсы. И тут двери за мной предательски захлопываются, а следующие не открываются. И я оказываюсь заблокированной в этой «гармошке». Дерганье за ручки то одних, то других дверей нечего не дало. Я уже представляла, как один вагон отсоединится от другого и… В этот момент какой-то мужчина открывает двери в тамбур моего вагона. Спасена!

Годы прошли, а страх какой-то остался. Еще боялась при выходе из поезда свалиться в промежуток между ним и платформой. А вот европейские составы таких опасностей в себе не таят. Переход между вагонами, который именуют сладким словом «суфле», совершенно безопасен и не вызывает каких-либо негативных эмоций. И удобные ступеньки для выхода из поезда есть. Все для людей!

Такой стратегически важный объект, как туалет, находится в каждом вагоне. На полу, на кране или на стене расположены специальные кнопки, нажатием на которые можно включить смыв, воду и мыло. И работает он даже на станциях. Ох, вспоминаются сразу моменты из моих железнодорожных путешествий на родине, где туалеты и по часу могли быть закрыты до и после остановок. А для любителей чая и кофе это почти трагедия.

Розетки возле сидений есть. Wi-Fi тоже, но не во всех поездах. Нужно уточнять в расписании этот момент.Если вы такие же любители велосипедов как я, то в некоторых поездах для них есть специальные вагоны. Но опять же, нужно смотреть расписание. Там такие поезда отмечены специальным значком.

Швейцарские вагоны приспособлены и для людей с ограниченными потребностями - платформы расположены на одном уровне с вагоном, есть выдвижные подножки, более просторные туалеты.Подводя итог, хочу сказать, что швейцарские поезда одни из самых комфортных в мире.

Категории поездов

Теперь перейду к основным категориям составов. Дабы не повторять по десять раз, как выглядит каждая категория поезда (а они бывают очень похожи), буду прилагать фотографии. Однако, хочу заметить, что «внутренний мир» вагона может отличаться от маршрута к маршруту, а также зависеть от даты выпуска поезда и компании-изготовителя.


В России железная дорога используются исключительно как средство передвижения. А вот Швейцария - совсем другое дело. Иногда поездка в поезде превращается в настоящее приключение! Главное - не умереть от восторга! :) Шучу, конечно. Хочу рассказать вам о нескольких самых популярных панорамных маршрутах.

Панорамные маршруты

Что это вообще такое? Вы будете ехать в комфортном поезде с огромными окнами. А за стеклом будут мелькать горы, долины, мосты, перевалы… К каждому месту в вагоне прилагаются наушники и брошюра, так что вы не просто насладитесь видами, а еще и узнаете много чего интересного. И, естественно, не обойдется без еды и напитков.

Эх, держите меня трое, хочу запрыгнуть в поезд, а не это вот все…

Ну да ладно, мысли материализуются. Поехали!

Ледниковый экспресс

Он же Glacier Express . Проехать почти 300 мостов и без малого 100 тоннелей за 8 часов пути? Да легко! Этот маршрут соединяет экспресс Санкт-Мориц и . Можно, конечно, выйти и где-то раньше, но лучше не надо. Серьезно. Пропустите много всего красивого. Во время поездки можно увидеть Большой Швейцарский каньон, перевал Оберальп, гору Маттерхорн, заповедники кантона Граубюнден, альпийские луга.

Кстати:


Золотой перевал

Известен как Golden Pass . Такая себе маленькая жизнь. Почему так? Да потому, что за время путешествия можно много всего увидеть, столько разнообразных картинок промелькнут перед глазами. Едет поезд из Люцерна через перевал Брюниг, минует Интерлакен и Цвайзимен и завершает свой путь в Монтре (). Дорога займет пять с половиной часов. В Росиньер предполагается остановка, во время которой вы сможете осмотреть великолепный замок Grand Chalet. Горы, озера, водопады, деревянные домики - путешествие мечты, одним словом.

Советы:


Бернина экспресс

Такое себе путешествие из зимы в лето. Можно проехать Из Швейцарии в Италию и обратно. Маршрут соединяет города Кур и Тирано. Эта поездка не для слабонервных, ведь некоторые подъемы поезд будет совершать под уклоном в 70 градусов! Это почти как прямой угол! Страшно? Но за все время существования экспресса не случилось ни одной аварии, пассажиры приезжают в конечную точку живы, здоровы и без нервных потрясений, что самое главное. :) Во время такого путешествия вы проедете почти через 200 мостов и пересечете более, чем 50 туннелей. Поезд преодолевает расстояние в одну сторону за 2 часа 30 минут. В летний период из Тирано до Лугано можно добраться на автобусе.

Лайфхаки:

  • Всю стратегически важную информацию о поездке можно узнать . Там же предоставлена возможность забронировать места для путешествия, а сделать это нужно в обязательном порядке.

Воралпен экспресс

Из Люцерна поезд отправляется в Романсхорн, проезжая по пути Люцернское озеро, горы Пилатус, болота Заттель, Цюрихское озеро, Рапперсвильский замок. И это далеко не все что вы сможете увидеть в дороге! Время следования примерно три часа, а курсируют составы каждый час.

Важно:


Шоколадный поезд

Этот маршрут создан специально для сладкоежек. Тут есть два варианта: ехать в пульмановском вагоне первого класса или же выбрать для поездки современный панорамный вагон. Лично меня больше привлекает первый вариант. Я ценитель всего антикварного. Едет поезд из Монтрё в Брок, а потом до Грюйера и обратно. Поездка в Swiss Chocolate Train - далеко не пассивное времяпрепровождение. Вы посетите замок и сыроварню Грюйер, фабрику Nestle и отведаете там вкуснейшего шоколада. Длительность такого путешествия составит девять часов.

Обратите внимание:

Это далеко не все панорамные маршруты Швейцарии! Если их перечислять, то уйдет вечность. Линия Лаво, Железная дорога Юнгфрау, экспресс «Вильгельм Телль», Пальмовый экспресс… Мечты-мечты!

Я вам рассказала основную информацию о панорамных маршрутах. На стоимости билетов не стала останавливаться, так как самую актуальную информацию вы сможете найти на страничках сайтов, ссылки на которые я вам дала.

Swiss Travel System - система проездных

Знаете ли, стандартная стоимость билета на поезд в Швейцарии достаточно высокая. Проехал в один город, прокатился во второй, сгонял покушать шоколада в третий и все - бюджет закончился! «Сегодня я питаюсь подаяниями» - как говорил староста моей группы в университете. :) Так вот, чтобы питаться в путешествии полноценно и исколесить всю страну вдоль и поперек, нужно воспользоваться преимуществами Швейцарской системы путешествий.

Что же за «зверь» такой эта Swiss Travel System? Так называется специальная льготная система проезда для туристов. Не просто система, системище я бы сказала! Это целых 29 тысяч километров путей (и не только железнодорожных). Туристы могут воспользоваться преимуществами STS при поездках на автобусах и водных видах транспорта.

Основные плюсы Swiss Travel System:

  • Проездные «все в одном». Как я уже говорила, один проездной подходит для путешествия на поезде, автобусе и корабле.
  • Можно бесплатно пользоваться общественным транспортом в 75 городах.
  • И бесплатно посетить сотни музеев.
  • А также получить скидку в 50% на многих горных маршрутах.
  • Бонусы. Кто не любит бонусы? Можно получить неплохие скидки на экскурсии, проживание в отелях, туры по городам.

С преимуществами все понятно. Теперь перехожу к основным видам проездных STS.

Swiss Travel Pass

Приобретаете себе этот проездной и радуетесь жизни! Ведь имея его в кармане, можно ездить бесплатно на поезде, автобусе, ну и наслаждаться бодрящими водными прогулками.

Особенности Swiss Travel Pass:


Swiss Travel Pass Flex

Он также включает бесплатное перемещение по всей стране на трех видах транспорта, посещение музеев и так далее. Но в нем есть несколько особенностей:


Swiss Transfer Ticket

Такой вид билетов подходит для тех, кто хочет прочувствовать все прелести лыжного отдыха или отдыха на курорте. По этому проездному можно от приграничной железнодорожной станции или аэропорта добраться до нужного курорта и обратно.

Есть несколько особенностей этого проездного:


Swiss Half Fare Card

Если вы приехали в Швейцарию не на несколько дней, то вам нужен именно этот тип проездного. С ним вы получите 50% скидки на все виды транспорта в течение месяца. Особенности:

  • Скидка 50% на поездки в общественном транспорте 75 городов.
  • Стоимость билета составляет всего 112 EURв вагон первого класса.

Swiss Family Card

Если вы едете в Швейцарию с семьей, то нужно обязательно не забыть оформить эту карту. Она предоставляется бесплатно ко всем четырем категориям проездных, что я перечислила выше.

Особенности билета:

  • Дети до 16 лет при путешествии в компании хотя бы одного из родителей владельцев Swiss Family Card едут бесплатно.
  • Если дети передвигаются на общественном транспорте самостоятельно, то им предоставляется скидка в размере 50%.
  • Эта карта абсолютно бесплатна. Ее можно получить вместе с другими категориями билетов.
Важная информация касающаяся проездных STS

Билеты

Разобравшись с миром проездных Swiss Pass, предлагаю перейти к билетам, которые доступны как местным жителям, так и туристам. И с которыми вы обязательно столкнетесь. Для начала расскажу, как же выглядит билет и расшифрую все обозначения на нем. На момент моего путешествия билеты были в виде розово-голубых карточек.

Особенности билета:

  • Наверху билета указан срок его действия. Билет можно испльзовать лишь в течение одного определенного дня.
  • Далее большими буквами указан маршрут, станции отправления и прибытия.
  • Также на билете может указываться, через какой город следует ваш поезд. И ехать нужно именно через этот город. К примеру: едете вы из Цюриха в Интерлакен, и в билете указано, что поезд следует через Люцерн. Но вы посмотрели расписание и увидели, что есть поезд до Интерлакена через , который преодолеет это расстояние быстрее. Можно подумать, что нет разницы в том, через какие города проходитпоезд. Главное, чтобы точки отправления и прибытия совпадали. А вот и нет. В билете указан Люцерн, значит нужно добираться именно через Люцерн. Если поедете через , то будете считаться безбилетником и получите увесистый такой штраф.
  • Стрелочки на билете указывают, в одну или две стороны он действует.
  • Большая цифра 1 или 2 указывает на класс вагона.
  • В правом нижнем углу обозначена стоимость билета.

Цены на билеты зависят от количества километров, которые вы проедете на поезде. Для того, чтобы сэкономить, можно купить билеты по специальным тарифам.

Click&Rail

Этот вид билетов можно приобрести значительно дешевле, но они начинают продаваться за два дня до поездки, и количество их ограничено.

Click&Rail имеет такие особенности:


Билет доступен далеко не на всех маршрутах. Поезда, на которых действует Click&Rail, указаны в билете.

Sparbillette

Эти билеты со скидками начинают продаваться за две недели до отправления поезда. И они тоже действуют только на некоторые маршруты и поезда. Поискать Sparbillette можно вот .

Я рассказала Вам основную информацию касательно билетов. Мною описаны не все их виды, так как если заняться этим, то можно целую книгу сочинить. А еще эта книга будет нуждаться в постоянном обновлении, ведь информация имеет свойство устаревать. Так что, заходите на официальный сайт железной дороги Швейцарии и там узнавайте самую актуальную информацию.

Особенности путешествия

Билеты билетами, но есть еще вагон и маленькая тележка информация, которую вам нужно усвоить перед путешествием. В этом разделе я расскажу вам о расписании, опозданиях, штрафах, камерах хранения и провозе багажа.

Расписание

Расписание построено так, что в любом направлении можно уехать раз в 30–60 минут. Лучше всего планировать свое путешествие, используя сайт SBB . Там и расписание актуальное,и цены указаны на билеты.

Если нет доступа в сеть, то, к примеру, на вокзале Цюриха установлено несколько компьютеров, с помощью которых можно узнать необходимую информацию и распечатать ее. Также возле билетных касс есть брошюрки с расписанием. На вокзальном табло указывается график движения поездов примерно на 30 минут вперед.

Опоздания

Опоздания поездов - достаточно редкое для Швейцарии явление. Но возможное. Серьезные задержки возможны только из-за аварий или чрезвычайных происшествий. Ближе к 6 часам вечера могут быть небольшие погрешности в прибытии поездов (буквально на 5 минут). Если направление туристическое (к примеру, в горах), то следующий региональный поезд тоже могут задержать, чтобы туристы успели на него сесть.

Я, кстати, одобряю такую практику. Один раз мой поезд опаздывал на 10 минут, а время на стыковку было ничтожно мало. Надо было видеть мое довольное лицо, когда я увидела что следующий поезд дожидается своих пассажиров. «Ой, да эти поезда постоянно опаздывают, можно выйти на десять минут позднее», - если в странах СНГ пассажиры часто говорят что-то такое, то в Швейцарии даже думать забудьте о том, чтобы где-то задержаться по пути на вокзал. А то останетесь белым платочком вслед поезду махать.

Штрафы

Это кошмар, товарищи! Швейцарская железная дорога немилосердна ко всем безбилетникам. Даже слишком, и сейчас расскажу почему. «А раньше было лучше!» - эта фраза мне никогда не нравилась. Я думала, что говорить такое - удел нытиков. Да и сейчас так считаю, за исключением момента с покупкой билета на поезд. Еще несколько лет назад билеты можно было купить в поезде, а сейчас такой возможности уже нет. Все билеты должны быть куплены до того, как за пассажиром захлопнется дверь. А теперь представьте ситуацию: кассы закрыты (или их нет), автомат для покупки билетов не работает, а желаемый поезд вот-вот уйдет. А вам нужно уехать! вы запрыгиваете в поезд, и тут подходит контролер. Вы пытаетесь объяснить ситуацию, но он непокобелим непоколебим, ведь в правилах нет исключений для причин, из-за которых билет не был приобретен.

А вы слышали страшилку о британском туристе, севшем в швейцарский поезд, и не вернувшемся домой? Шучу, домой он вернулся, но в очень плохом настроении. А дело было так. Пассажир купил билет через мобильное приложение SBB за несколько минут до отправления поезда. Подтверждение об оплате пришло на мобильное приложение через несколько минут после отправления поезда. И упертый контролер отказался принять такой билет, а также выписал штраф, так как билет, по его мнению, был куплен после того, как пассажир зашел в вагон.

Для пущей убедительности приведу вам таблицу с суммами штрафов:

И, естественно, нужно оплатить еще и стоимость билета.

В общем, мой вам совет - не заходите в поезд без билетов. Однако, будет несправедливо сказать, что к туристам всегда применяют такие суровые меры. Нередки случаи, когда контролеры более снисходительны к иностранным путешественникам. Ну, оно и понятно: трудно вникнуть во все эти железнодорожные хитросплетения. Но лучше ехать с билетом в кармане в нужном поезде, чем рассчитывать на помилование от контролера.

Компостирование билетов

Во время моих поездок по вагону поезда проходили контролеры и делали это сами. Если на билете нет точного времени поездки, его все-таки лучше прокомпостировать в специальных автоматах.

Я смотрю на билет, и если вижу, что по нему можно проехать еще раз (к примеру, по тому же маршруту в течение дня), то для меня это всегда сигнал для компостирования. А то еще подумают проводники, что я собралась по одному билету пять раз кататься.

Камеры хранения

Они есть на всех вокзалах крупных городов. В деревеньках, конечно, с этим могут быть проблемы. Камеры различаются по размеру: чем он меньше, тем дешевле обойдется хранение багажа. Ячейки расположены в несколько рядов. Вам нужно:

  • подойти;
  • выбрать подходящий размер ящичка;
  • кинуть монету, номинал которой высвечивается возле замка в приемнике;
  • сложить свой багаж;
  • закрыть дверцу и повернуть ключ.

Камера будет закрыта в течении 24 часов.

Провоз багажа

Если не ходите ходить перекошенным от тяжести чемоданов, их можно отправить на нужный вокзал или в аэропорт с помощи услуги Schnelles Reisegepaеck. Если отослать багаж до 9 часов утра, то уже после 6-ти вечера он будет доставлен на место назначения. Кстати, велосипеды при помощи этой услуги транспортировать нельзя. Стоимость перевозки составляет 21 EUR.

Если вы хотите перевезти велосипед в вагоне поезда, для этого нужно купить проездной Velo-Tageskarte, который стоит около 18 EUR. На коротких дистанциях такой билет стоит дешевле, и его нужно покупать вместе с билетом для пассажира. Также велосипед можно отправить как не сопровождаемый багаж.

Бронирование билетов

На большинстве маршрутов в обязательном бронировании нет необходимости. Однако при путешествии панорамными, международными, а также некоторыми внутренними рейсами нужно все-таки сделать резерв билета.

Покупка билетов

Со всеми нюансами касательно поездов, тарифов, особенностей путешествия разобрались. И вот мой рассказ подходит к своему завершению. И на прощание я расскажу вам о нескольких вариантах покупки билетов.

В кассе

Поскольку я «языками не владею», то вечно пишу записки кассирам с направлением, датой поездки, тарифом. В Швейцарии вполне можно обойтись и без этого. Кассиры разговаривают на нескольких языках, в том числе и на английском. И даже если знаниями вы не блещете, кассиры вас все равно поймут. Вот такие они умнички! Что-то смотрят в своих компьютерах, подбирают рейсы, дают расписание, рисуют схемки, чтобы туристы поняли, куда идти. В общем, без билета не останетесь. Вам подберут самый выгодный вариант путешествия и снабдят всей необходимой информацией.

В автомате

Лично я не люблю покупать билеты через различные автоматы. Детская травма, так сказать. Больше десяти лет назад мне открыли какую-то юниорскую карту в банке, и в тот же день ее проглотил банкомат. Я решила залить горе и купить в автомате горячего шоколада. Деньги это чудо робототехники у меня взяло, а вот с выдачей напитка как-то не сложилось. Вот с тех пор у меня предвзятое отношение ко всем подобным автоматам. Но при необходимости я вполне могу с ними поладить. Расскажу как можно купить билеты в автоматах компании SBB.

Первым делом нужно выбрать наиболее удобный язык. Welcome и едем дальше!

Появляется экран с самыми популярными станциями и видами билетов. Если желаемая станция есть в списке, нажмите на соответствующую кнопочку.

В случае, если ее нет, нужно нажать на Alternstive connections. Появится клавиатура, и на ней нужно начать вводить необходимое название. После появления названия необходимой станции высвечивается доступный маршрут. Как видите, в моем примере это Берн-Цюрих.

Справа появляются возможные варианты пересадки.

Когда вы выбрали удобный вариант пересадки, необходимо еще определиться, нужен ли вам билет в одну сторону или туда и обратно.

И решить с выбором класса вагона. Ну, тут думать нечего, берем второй. Экономим.

Теперь нужно выбрать скидку и количество мест. Варианты, размещенные слева и обозначенные 1/2, предполагают поездку за половину стоимости. Они подходят детям, собакам и владельцам различных скидочных карт. Справа находятся варианты без скидок для взрослых пассажиров.

И вашим последним шагом является проверка введенных вами данных и оплата билета.

Как видите, нечего сложного нет. Но это вы сейчас сидите дома, удобно разместились на кресле, чай, видать, пьете. А там на вокзале условия далеко не такие комфортные, и от неожиданности или даже перепугу можно забыть все, что я тут вам рассказывала. Чтобы такого не случилось, знания нужно закрепить на практике. Вот тренажер, который поможет вам попрактиковаться в покупке билета, чтобы на вокзале уже быть во всеоружии и приобрести его за 60 секунд!

Через сайт SBB

Ну не нравится мне их сайт . И, кстати, объективных причин на то нет. Наверное меня так пленили кассиры, что совершенно не хочется заморачиваться покупками через Интернет. Но в кассе недоступны некоторые варианты билетов, так что осваивать сайт швейцарской железной дороги все же придется.

На главной стрнице вводим информацию о маршруте и времени отправления. Далее нужно нажать Searh connection.

Теперь перед нами появляется список рейсов. Нет, не просто список рейсов! А вся информация о них, вплоть до того, с какой платформы отправляется поезд. Это реально удобно, респект железнодорожникам, не нужно проводить время в раздумьях о том, делать ли бутерброды с сыром в дорогу или можно будет сходить отобедать в вагон-ресторан. Чтобы получить дополнительные сведения, нужно кликнуть на знак плюса, который я обозначила стрелочкой. При нажатии значок превращается в минус, а перед покупателем появляется вся нужная информация. Определившись с рейсом, нужно нажать на Fare/Buy.

Далее появляется страница, на которой нужно выбрать предпочитаемый класс вагона и тип билета - в одну сторону или сразу в обе. Также необходимо указать имя и фамилию, дату рождения. На этом шаге можно добавить и других пассажиров. Обратите внимание на графу Reduction. Если у вас есть скидка на проезд или вы едете с ребенком, из выпадающего списка можно выбрать необходимый вариант скидки. Нажимаем на Next.

На этой страничке вам предлагают купить дополнительные билеты, например, для перемещения по городу. Если нужно - добавляйте в корзину. Идем дальше.

Здесь нужно зарегистрироваться, залогиниться или продолжить без регистрации. Выбираем самый последний вариант и жмем Next.

Теперь предлагают ввести номер скидочного ваучера. Вот бы он еще был… Если его нет, то просто пропускаем этот блок и нажимаем на Continue shopping.

Вы выбираете самый удобный вариант проведения платежной операции и перечисляете необходимую сумму. Билет придет на электронную почту, и его нужно распечатать. Кстати, совершить покупку можно и через мобильное приложение . Но только что вы покажете контролеру в поезде, если ваш смартфон разрядится? Не забудьте учесть этот момент.

***

Наслаждайтесь! А что я могу вам еще сказать? Путешествие в Швейцарию станет одним из самых красочных моментов в вашей жизни! А железная дорога, как вы уже поняли, только способствует прекрасному отдыху.

) – пожалуй, самые надежные и комфортные в мире. Поезда между основными городами курсируют с тактовым интервалом по крайней мере каждые полчаса. Наиболее быстрые поезда – IC, ICN, EC, IR, Schnellzug. Все они мало отличаются по скорости. Местные поезда обозначаются R и RX, в пригородах больших городов есть электрички S-Bahn. Ночных внутренних поездов нет.

Цена на все виды поездов стандартна, доплат на регулярные поезда во внутреннем сообщении никаких нет. Простые разовые билеты очень дороги, билет туда-обратно дает небольшую скидку в пределах 10%:

  • Цюрих-Женева (3 часа) - 76 CHF во втором классе, 126 CHF в первом,
  • Женева-Лугано (5-6 часов) - 104 CHF во втором классе, 172 CHF в первом,
  • Берн-Цюрих (1 час) – 45 CHF во втором, 75 CHF в первом.

    Сэкономить проще всего с билетами Swiss Pass "Системы путешествий по Швейцарии" (действуют на все виды регулярного транспорта) либо с более дешевым билетом "ЕвроДомино Швейцария" (действует только на железной дороге). Последний стоит 85 евро на три дня безлимитных поездок плюс 10 евро за каждый дополнительный день. Всего можно купить до 5 дополнительных дней. Для молодежи до 26 лет цены ниже – 64 евро за первые три дня плюс 8 евро за каждый дополнительный.

    Помимо обычных государственных существуют частные железные дороги, в основном горные. Наиболее мощная альтернативная система – узкоколейный Rhätische Bahn на юго-востоке страны. Некоторые горные панорамные маршруты не покрываются проездными (либо их владельцы получают там только 25-50% скидки). Особенно дороги маршруты на пики Юнгфрау и Маттерхорн, а также маршрут "Ледниковый экспресс". В то же время целый ряд великолепных панорамных маршрутов бесплатен для обладателей проездных – "Золотой перевал", "Бернина экспресс", "Ароса экспресс", "Вильгельм Телль экспресс", "Предальпийский экспресс", "Маршрут Лотчберг" и другие.

  • Штрафы за безбилетный проезд

    Штрафные санкции за безбилетный проезд разнятся в Швейцарии от типа поезда и вида нарушения.

    На региональные поезда (R, SN, S и некоторые RE) садиться без билета запрещено. Такие поезда также отмечены специальным знаком: черный "глаз" на желтом фоне. Пассажир без билета будет обязан заплатить минимум 80 CHF. Поездка в вагоне 1 класса с билетом 2 класса также классифицируется кондуктором как безбилетный проезд.

    Персональные данные пассажира, пойманного без билета, фиксируются и хранятся в течение двух лет. В первый раз штраф составляет 80 швейцарских франков, во второй раз – 120 CHF, в последующие разы – 150 CHF.

    На поездах дальнего следования билет можно приобрести у кондуктора. Эта услуга стоит дополнительные 5 CHF. Если по какой-то причине вы, находясь в поезде, не можете оплатить билет, кондуктор выпишет инвойс, сумма которого будет равняться стоимости билета + сервисный сбор 30 CHF.

    Если пассажир имеет действительный проездной билет, но не взял его с собой поездку, кондуктор выписывает штраф, который будет отменен, если в течение 10 дней пассажир предъявит свой проездной и заполнит специальную форму Travel Without a Valid Ticket в любой железнодорожной кассе Швейцарии. Эта услуга стоит 5 CHF.

    Также предусмотрены следующие штрафы:

  • напоминание о необходимости выплатить штраф или оплатить билет – 40 CHF;
  • жульничество при использовании билета – 100 CHF;
  • использование фальшивого билета – 200 CHF.
  • Личный опыт путешественников

    Добавить отзыв

    Андрей | ноябрь 2009

    Павел Максимов | август 2007

    Смотрите также
    Поделиться