Затонувший паром зенобия кипр. Путешествия к затонувшим кораблям. Паром "Зенобия". "Зенобия" для туристов

Кипр - сердце Средиземноморья, которое бьется в унисон с вашим ритмом жизни: здесь каждый найдет себе занятие по душе. Те, кто в отпуске и не расстается с велосипедом, смогут воспользоваться множеством крутых велосипедных дорожек. К услугам любителей пикников - специально оборудованные площадки в горах. Тем, кто предпочитает пляжный отдых, придутся по душе живописные пляжи острова.

Однако одно из самых увлекательных развлечений, ради которого многие и едут на Кипр, находится не на самом острове, а в нескольких сотнях метров от берега Ларнаки. Опытные дайверы, наверное, уже догадались, что речь идет о самом большом затонувшем корабле Средиземноморья «Зенобия». Узнав о возможности побывать под водой и увидеть своими глазами знаменитое судно, я не удержалась и тут же решила попробовать себя в роли дайвера.

На деле все оказалось не так просто: чтобы стать дайвером даже на один день, необходимо было пройти курс обучения Open Water Diver. Сам курс состоит из трех этапов. Первый - это интересная и очень важная теоретическая подготовка, во время которой вы познакомитесь с основными терминами, узнаете о снаряжении дайвера и о потенциальных опасностях, которые могут встретиться под водой. Из этого курса мне запомнилась фраза: «После погружения ваш мир никогда не будет прежним». Хм… Что же изменится?

Второй этап курса заключался в отработке в воде всех навыков, о которых мы узнали во время лекции. Для меня этот этап оказался самым напряженным! Сперва мне подобрали оборудование, надели снаряжение и сказали, что надо идти к морю. Всего-то метров 100 по суше! Но я не смогла не то что идти к морю, мне было не под силу даже встать... На мне дополнительно было 24 килограмма: 17-килограммовый баллон с воздухом, четыре кило груза, жилет, боты, ласты, маска, регулятор и так далее. Спасибо моему внимательному и терпеливому инструктору, который помог донести мой баллон до моря. У воды на меня снова нацепили баллон, мы зашли в воду на глубину около двух метров, надули жилет... и тут меня начало носить, как поплавок! Я была настолько неуклюжа, что моему инструктору пришлось вновь напомнить мне теорию и во всем помогать. Затем последовала очередь погружений на два метра для отработки навыков. Я, конечно, совершила кучу ошибок: резкие движения, быстрое всплытие, неправильное дыхание, сказывалась и общая неповоротливость в воде. В тот момент мне казалось, что я выпью все Средиземное море! Но глаза горели, энергии было хоть отбавляй, поэтому я упорно работала над собой и в итоге справилась.

На третьем этапе, наконец, начались самостоятельные погружения: сначала до 12, а потом и до 18 метров - вот на такой глубине я и оттачивала свои дайверские движения. Под водой я видела прекрасных рыбок, небольшие яркие рифы, покрытые кораллами, но получить удовольствие от этих пейзажей было сложно, так как я постоянно находилась в напряжении и стремилась контролировать все свои действия. И не зря! Не успела я и глазом моргнуть, как стала сертифицированным дайвером с максимальной глубиной погружения до 18 метров.

Но тут оказалось, что одного курса для погружения на «Зенобию» недостаточно, ведь корабль лежит куда глубже 18 метров. Мне так хотелось увидеть «Зенобию» своими глазами, что я решила «прокачать» свои дайверские навыки и пройти курс Advanced Water Diver, который предоставляет возможность погружения до 30 метров. Он тоже состоит из двух этапов, теории и практики, но после первого курса новое обучение показалось мне легче и интереснее.

Перейдя на новый уровень (в прямом и переносном смысле), я наконец-то почувствовала себя в невесомости под огромной толщей воды. Научилась контролировать положение своего тела одним лишь дыханием. Мое тело под водой стало легким, гибким и покладистым. И я получала нереальное удовольствие и наслаждение от этой легкости и от окружающей красоты. Рядом с нами плавали косяки ярких мелких рыб, а от разнообразия кораллов глаза разбегались. Первое время я крутила головой во все стороны в попытке всё увидеть и запомнить каждое мгновенье.

И вот мне разрешили вместе с группой погрузиться на знаменитую «Зенобию». Ее судьба, как и судьба «Титаника», очень трагична. Огромнейший корабль длиной 172 метра в 1980 году вышел из Сирии в порт Ларнаки. На борту и в трюмах судна было около сотни 40-тонных грузовиков с разным грузом. Но во время шторма произошло сильное смещение грузов, корабль накренился на левый борт и затонул со всей имеющийся на борту техникой.

Тихая погода, спокойное море, мы спускаемся по тросу под воду. С каждым шагом погружения очертания носовой части корабля становятся все четче и четче, но весь корабль одним взглядом не охватить. Его хвостовая часть уходит в голубую бездну. За 36 лет «Зенобия» покрылась кораллами, заросла водорослями и стала пристанищем для прекраснейших обитателей подводного мира: стаек морских ласточек, серебристых морских карасей, снэпперов, макрелей, зеленых морских попугаев, черепашек и мурен.

Но больше всего меня поразили грузовики, которые прикреплены цепями к палубе и потому располагаются практически под прямым углом к морскому дну. Непередаваемое зрелище: странно, опасно и восхитительно одновременно. Затем мы рассмотрели ресторанный зал, в котором сохранились кофе-машины тех времен, бутылки из-под пива и кока-колы, различная посуда и даже ковер, который украшал когда-то пол ресторана. Благодаря размерам корабля, количеству отсеков, кают и переходов между ними каждый новый дайв не похож на предыдущий - совершать подводную прогулку к «Зенобии» можно много-много раз, не наскучит точно.

Погружение под воду - это и активный отдых, и путешествие в неизведанное. Я благодарна судьбе за то, что мне выпала возможность увидеть подводный мир, почувствовать его. Я благодарна терпеливому инструктору Олегу и дружелюбным ребятам на Кипре, которые меня поддерживали. Фраза «После погружения ваш мир никогда не будет прежним» оказалась правдой. Я открыла в себе новые способности, расширила границы привычного и побывала в новой Вселенной, где ты гость ровно настолько, насколько хватает воздуха в баллоне.

Всех испытанных эмоций словами не передать. Я вернулась к своей обычной жизни, к своим увлечениям, которые по-прежнему мне интересны, но практически каждый день я думаю о дайвинге. Прекрасные и загадочные глубины манят меня снова и снова. И если вы уже дайвер, то поймете мои чувства, а если нет, то вот мой совет: при первой возможности научиться дайвингу - дерзайте.

Затонувшее судно Зенобия

В полтора километрах от берега на глубине 42 метра лежит затонувшее грузовое судно «Зенобия», длинной 172 метра.

Это шведское судно было оснащено по последнему слову техники и было построено в Швеции в 1979 году. Затем, на пути из Сирии в Грецию, в июне 1980 году , в свое первое плавание судно прибыло в Ларнаку и именно здесь накренилось и затонуло.

Наиболее вероятной причиной затопления судна называют сбой в компьютерной системе балансировки корабля, в результате которого он получил крен и пошел ко дну вместе со всем своим грузом. А груза там было много, около ста грузовиков 40-ка тонных грузовиков с грузом. Весь экипаж был эвакуирован до затопления, поэтому ни один человек не пострадал.

А сейчас «Зенобия» является одним из самых любопытных объектов для дайвинга в мире, недаром его называют Титаником Средиземноморья . У дайвингистов есть возможность посмотреть все судно целиком , включая трюмы, коридоры и машинное отделение. А грузовики, которые так и остались прикрепленные к кораблю свисают на цепях. Величественный вид корабля впечатляет. А те, кто ещё не решился на акваланг, может просто поплавать с трубкой и маской на поверхности, посмотреть на корабль с расстояния. В хорошие дни прозрачность воды до 35 метров !

Затонувшие корабли молчаливы, суровы и скрытны. Каждое судно скрывает в своих трюмах миллион историй и человеческих тайн. Какие-то из них утонули, сбившись с пути или попав в шторм. Другие пострадали в военных компаниях, гордо уйдя на дно. Но есть судна, гибель которых кажется глупой и нелепой. Именно к таким судам можно отнести знаменитый паром "Зенобия".

История

В 1979 году в Швеции на воду был спущен новейший океанический грузовой паром под названием "Зенобия". Судно было предназначено для транспортировки крупногабаритных грузов на дальние расстояния. Его оснастили современным навигационным и компьютерным оборудованием. "Зенобию" в то время гордо именовали флагманом швейцарского грузового судоходства.

Паром был оснащен просторными грузовыми трюмами, в которых легко размещалось больше сотни фур и контейнеров с другим грузом. Разработчики судна позаботились и о том, чтобы на пароме комфортно могли разместиться команда и водители грузовиков. Поэтому, помимо грузовой палубы и капитанского мостика, "Зенобия" включала в себя комфортабельную кают-компанию, столовую, медицинские помещения и др.

Судно впечатляло своими масштабами, и ему пророчили долгую "трудовую жизнь". Но, к сожалению, этому не дано было случиться. 7 июня 1980 года, совершая свой первый дальний рейс, паром затонул у берегов Кипра.

Длина судна составляла 178 метров, ширина - 28 метров. - 10 500 тонн.

Причины крушения

На сегодняшний день существует две версии крушения парома "Зенобия". Официальные источники говорят, что причиной катастрофы стал сбой в электронной системе управления балансом. Компьютер перекачал воду в неправильный отсек, тем самым спровоцировав роковой крен.

Неофициальная версия более запутана. Очевидцы утверждали, что проблемы с балансом возникли еще в пути. Чтобы стабилизировать судно, капитану в соответствии с протоколом нужно было перекачать балласт. Но в целях экономии времени и топлива этого решено было не делать. "Зенобия" дошла до порта Ларнаки. Экипаж и пассажиры были успешно эвакуированы, никто не пострадал. После эвакуации судно отогнали на полтора километра от порта и попытались исправить работу приборов. Но спасти корабль так и не удалось. Он затонул спустя двое суток после прибытия.

Сегодня паром "Зенобия" так и остался лежать недалеко от Ларнаки (Кипр). Его левый бок находится на глубине 42 метра от поверхности воды, а правый - на 16 метрах.

Затонувший груз

К счастью, это кораблекрушение обошлось без жертв. А вот груз спасти не удалось. Вместе с затонувшим паромом "Зенобия" на дне оказались 104 фуры с грузом: строительные материалы, спирт, детские игрушки, продукты питания и др. А также несколько грузовиков (они валяются на дне в нескольких метрах от корабля), автомобиль "Жигули", который принадлежал капитану, и другие полезные предметы.

"Зенобия" для туристов

Спустя несколько лет паром "Зенобия" (фото выше) стал излюбленной туристической достопримечательностью. К месту затопления едут как обычные туристы, так и профессиональные дайверы. К счастью, прозрачность воды в Средиземном море позволяет рассмотреть объект с поверхности.

Итак, что же представляют собой стандартные экскурсии для туристов на Кипре? Паром "Зенобия" входит в стандартное экскурсионное предложение множества туристических компаний. Сама экскурсия состоит из катания на корабле, обеда, и возможности поплавать с маской над паромом. Как правило, купившие такую экскурсию могут рассмотреть верхний борт судна и миллионы пузырьков, поднимающихся вверх (примерно как на снятом над водой фото парома "Зенобия", размещенном ниже).

Стоимость такой экскурсии варьируется от 30 до 70 евро (2-5 тыс. руб.) с человека. Все будет зависеть от того, где приобретен тур. Самые выгодные предложения можно найти непосредственно в порту. Недалеко от причала уютно расположились стойки туроператоров. Как правило, это прямые предложения компаний, которые отличаются более низкой ценой и высоким качеством.

Дайвинг на паром "Зенобия"

Если обычный турист к парому относится как к обычному туристическому объекту, то для дайверов "Зенобия" является чуть ли не культовым местом. Специалисты вносят его в десятку лучших затонувших объектов мира. Средняя стоимость одного погружения на паром в среднем будет стоить 50 евро (3500 р.) на человека. Цена может варьироваться в зависимости от клуба, но, как и в случае с традиционными экскурсиями, цена не всегда равна качеству.

Сложность погружения будет зависеть от первоначальной квалификации дайвера. Новичкам предложат осмотреть паром по периметру. Опытные дайверы смогут прогуляться по палубам и трюмам: тщательно осмотреть кают-компанию, осмотреть грузовики, заглянуть в капитанскую рубку.

Самой интересной и сложной частью "Зенобии" считается машинное отделение. Но сейчас туда могут попасть только хорошо подготовленные профессионалы, прошедшие курс погружения на затонувшие объекты.

Лучшее время для посещения парома

С весны до конца сентября на Кипре традиционно много туристов. Теплая морская вода делает осмотр объекта приятным как для простых туристов, так и для дайверов. А вот адептам технического дайвинга лучше всего этот период пропустить и приехать понырять на "Зенобию" в ноябре или декабре. Туристы и дайверы-любители не будут мешать спокойному осмотру. Кроме того, море со стороны Ларнаки отличается спокойствием, и шторма в этом месте явление очень редкое, даже зимой. Средняя температура воды на дне составляет порядка 16-19 градусов.

Паром "Зенобия" поражает туристов своей суровой красотой. Большинство людей, которым посчастливилось познакомиться с этим объектом, так или иначе стремятся увидеть его вновь.

Остров Кипр расположен в Средиземном море. Чистая вода, специфичный рельеф дна, видовое разнообразие рыб и морских животных, затонувшие и затопленные специально для дайверов корабли и статуи. На Кипре есть дайв-сайты, доступные новичкам, и места, где погружаются только опытные дайверы-любители и дайвинг-профессионалы.
Сезон дайвинга на Кипре длится с мая по ноябрь, лучшее время для активных погружений - с июля по сентябрь. Зимой температура воды 16 градусов, летом прогревается до 29.
Дайвинг-центр RuDIVE предлагает дайв-туры на Кипр, в программе которых погружения на популярных дайвинг-сайтах.

Популярные места для дайвинга на Кипре

Погружения на Кипре предлагают с катера и с берега. Особенность дайвинга на Кипре в том, что дайв-сайты расположены близко друг к другу и доступны из любого места, где активные путешественники остановились на отдых. Поэтому выбирайте места, где погружаться, исходя из уровня дайвинг-подготовки.

  • мыс Греко - шесть дайв-сайтов. Популярные на Кипре пещеры, рэки, морские животные;
  • Протарас, Айя Напа - шесть-семь мест для дайвинга. Подводные гроты, пещеры, морская фауна;
  • Ларнака - семь сайтов. Рэки, включая паром «Зенобия»;
  • Лимассол - десять точек для дайвинга. Пещеры, гроты, рыбы, морские животные и два-три рэка;
  • Пафос - восемь мест для погружений с традиционным для Кипра набором: подводные пещеры, рифовые стенки, туннели, рэки;
  • Лачи - предлагается двенадцать дайв-сайтов, на одном из которых вероятны встречи с морскими черепахами;
  • Полис - шесть дайв-сайтов. Вертикальные стены, затонувшие объекты, рифы с морскими обитателями.

«Визитная карточка» дайвинга на Кипре - рэк «Зенобия».


Мыс Греко

Популярное на Кипре место для дайвинга, благодаря хорошей видимости и подводным пещерам, где погружаются дайвинг-новички, опытные дайверы-любители, профессионалы.

  • Каньон на мысе Греко. Дайвинг начинается с берега, проходит вдоль подводных скальных стенок, затем дайверы выплывают на песчаное дно. Встречаются осьминоги, мурены, скаты. Погружение доступно опытным дайверам, глубина 17-30 метров.
  • Рэк «Либерти». Специально затопленное для дайверов судно лежит на песчаном дне. Из-за глубины 27 м погружение на затонувший корабль доступно дайверам-любителям с минимальным уровнем AOWD. Доставка к месту дайвинга на лодке.
  • Коннос бей. Дайв-сайт, где предлагают погружаться новичкам и опытным дайверам. Глубина 40 метров, погружение доступно с берега или с катера. Подводные валуны, рифовые стены, покрытые морской травой поляны. Встречаются груперы, морские звезды, мурены, молодняк барракуд, другие виды рыб. Опытные и технические дайверы могут по крутому склону спуститься на 40 м глубины.
  • Пещеры. Самое популярное место для дайвинга на Кипре. Лабиринт подводных пещер, пронизанных лучами света, проникающими сквозь щели, многочисленными входами и выходами. Максимальная глубина 12 метров, заход в воду с берега, поэтому пещеры доступны новичкам. В них живут рыбы-солдаты, хромисы, флейты, груперы, голожаберные моллюски. В июне-июле сюда приплывают тунцы. Во время ночного дайвинга в пещерах встречается осьминог.


Поселок Протарас и город Айя-Напа

Протарас и Айя Напа находятся рядом, поэтому строгого разделения между ними нет, и места для дайвинга подходят любителям плавания в туннелях и пещерах.

  • Зеленая бухта. Грин бей расположен между Айя-Напой и Протарасом, погружение доступно с берега. Место подходит для детского дайвинга, для новичков, для проверочного погружения опытных дайверов - чек-дайва. Максимальная глубина 11 м. Во время плавания можно увидеть стайки прикормленных рыб, иногда приплывают черепахи. Подводные «античные» статуи напоминают о древней истории Кипра и стали популярным местом, где дайверы любят делать подводные фотографии.
  • Рыболовецкое судно «Немесис III» на Протарасе. «Молодой» рэк затоплен специально для дайвинга, глубина 24 м. Доступен дайверам продвинутого уровня, погружение доступно с лодки.
  • Затонувший катер «Кериния». В Айя-Напе на глубине 20 метров лежит рэк - полицейский катер, затопленный в 2015 году у берега для создания искусственного рифа. Доступен для погружений начинающих дайверов.


Город Ларнака

  • Затонувший паром Zenobia. Шведский паром входит в десятку популярных затонувших объектов. В первую очередь ради дайвинга на «Зенобии» дайверы едут на Кипр. Затонул 7 июня 1980 года в районе бухты Ларнака. Вместе с паромом пошел ко дну груз - грузовики, армейское снаряжение, игрушки «Лего» и прочее. «Зенобия» лежит на глубине 17-42 метра. Паром в хорошем состоянии, он стал искусственным рифом, его заселили морские обитатели. Дайверы-любители осматривают его снаружи, профессионалы глубоководники заплывают внутрь. Во втором трюме стоит автомобиль «Жигули» «копейка». Проникновения во второй трюм и машинное отделение - декомпрессионные.
  • Затонувшее судно «Александрия». Небольшое деревянное рыболовецкое судно затонуло несколько лет назад, лежит на глубине 25-30 метров. Для его активного осмотра хватит одного погружения. Сюда приплывают тунцы, барракуды, другие виды рыб. Погружение доступно с катера, рекомендованный уровень дайвинг-подготовки - Advanced Open Water Diver + Enriched Air Diver.
  • Другие места для дайвинга. В районе Ларнаки отмечены другие дайвинг-места. Новичкам, только начавшим плавание с аквалангом или дайверам, у которых мало опыта погружений, доступны дайв-сайты: риф осьминогов, британский БТР Jetty, богатое морской жизнью место - Sheep Dip. Рифы Кейп Пила на мысе Пила, доступные с берега, можно предложить начинающим дайверам-любителям, опытным дайверам. Профессионалам и техническим дайверам рекомендуем затонувший на 33 метрах глубины крейсер «Крикет» и погружение на подводную скалу-гриб Машрумз рок на 50 метрах, обжитую морскими обитателями.


Город Лимассол

Место для активных любителей дайвинга на затонувшие объекты. Рэки лежат на разной глубине, поэтому одни доступны новичкам, например британский «Купер» на 9 метрах глубины, Three Star на 7 метрах. Другие рекомендуют только опытным дайверам, например затонувшая вертикально яхта «Диана». Тут же, среди рэков, населенные рыбами и животными дайв-сайты: комплекс каверн и пещер на 14 метрах, арка на 20 м и др.

Ориентировочные цены на дайвинг на Кипре

  • два погружения за один день - от 87 евро;
  • ночное погружение - от 45 евро;
  • пять дней дайвинга по два погружения в день - от 380 евро.

Ориентировочная программа

1 день
Вылет из Москвы, аэропорта Шереметьево , рейсом SU-2070 а/к «Аэрофлот», в 20:00, прилет в Ларнаку в 23:50. Встреча в аэропорту с принимающей стороной, трансфер в выбранный отель.

2 день
Утром приезд в дайв-центр, сбор снаряжения, оформление документов. Выезд на мыс Греко: погружения в районе Green Bay и в гроты.

Зеленый залив - удобное место для проведения пробных погружений (чек-дайвов), максимальная глубина 11 метров.

3-6 день
Погружения на рэк «Зенобия».

Шведский паром входит в десятку лучших затонувших объектов, представляющих интерес для дайверов. Длина парома 172 м, ширина 23,4 м. Из-за технических неисправностей паром затонул 7 июня 1980 года в районе бухты Ларнаки во время своего первого путешествия в Сирию. Чтобы не мешал судоходству, его, еще не затонувшего, но уже наполняющегося водой, отбуксировали на 1,5 километра от берега. Вместе с паромом пошел ко дну и его груз - 108 грузовиков, электрические приборы, армейское снаряжение, игрушки Lego, продукты питания и прочее. Zenobia лежит на глубине 17-42 метра. Паром находится в отличном состоянии и представляет собой увлекательное зрелище как для желающих поплавать снаружи, так и для технических дайверов, совершающих проникновения внутрь капитанского мостика, ресторан, верхнюю загрузочную палубу, кают-компанию и др. В настоящее время паром представляет собой искусственный риф, населенный разнообразными морскими обитателями.

7 день
Свободный день, можно собраться на обзорную экскурсию по острову.

8 день
Отправка в аэропорт. Регистрация на рейс SU-2075 Ларнака - Москва, вылет в 19:20. Прилет в Москву, Шереметьево , в 23:05.

Маршрут поездки и программа погружений ориентировочные, и могут быть изменены организаторами в зависимости от погодных условий и в интересах безопасности участников путешествия.

Ориентировочная стоимость тура

Размещение в отеле San Remo 2*:

  • ½ DBL - 1050 евро
  • Одноместное размещение - 1215 евро

​Размещение в отеле Lardos 4*:

  • ½ DBL - 1335 евро
  • Одноместное размещение - 1560 евро

​Размещение в отеле Golden Bay 5*:

  • ½ DBL - 1375 евро
  • Одноместное размещение - 1675 евро

В стоимость включено:

  • авиаперелет Москва - Ларнака - Москва, а/к Аэрофлот, эконом-класс*;
  • размещение в отеле выбранной категории на 7 ночей, питание завтрак, ужин;
  • групповой трансфер аэропорт - отель - аэропорт.

*Стоимость пакета может варьироваться в зависимости от наличия мест и тарифов авиакомпании


В стоимость не включено:

  • дайвинг-программа: 5 дней по 2 рекреационных погружения (аренда грузов, баллонов, услуги инструктора RuDIVE) - 480 евро. Возможна организация технических погружений;
  • найтрокс, тримикс, аренда снаряжения;
  • чаевые;
  • экскурсия по острову;
  • визовая поддержка - 40 евро;
  • страховой полис «Медицина + дайвинг», до 20 дней - 40 евро.

В субботу, 15 декабря, группа дайверов прикрепит рождественские украшения к затонувшему в 1980 году у берегов Ларнаки шведскому парому «Зенобия». Аксессуары и игрушки выполнены из нетоксичных нерастворимых материалов. После Рождества они будут сняты с находящегося на глубине 42 метра судна. Начало акции запланировано на 10 утра. Ее окончание дайверы намерены отпраздновать.

ПЕРВЫЙ РЕЙС ШВЕДСКОГО ПАРОМА

Напомним, что причины крушения «Зенобии» до сих пор остаются предметом споров. Построенный в 1979 году в Мальмё паром водоизмещением 12 тысяч тонн вышел в первый рейс (из Швеции в Сирию) 4 мая 1980 года. На борту «Зенобии» находились 108 грузовиков, а также оборудование и продовольствие, предназначенные для реализации в странах Восточного Средиземноморья.

«Зенобия» благополучно прошла через Гибралтар, сделала заход в порт Ираклион на Крите, а затем отправилась в греческий порт Пирей, чтобы устранить неполадки в системе водных балластов. После ремонта в Пирее корабль взял курс на сирийский порт Латакия, однако вскоре выяснилось, что повреждения не устранены и «Зенобия» отправилась в ближайший порт - Ларнаку.

Компьютерная система балансировки парома дала сбой и «Зенобия» сильно накренилась на левый борт. Команда механиков выровняла крен до 5 градусов, после чего капитан отдал приказ покинуть корабль. Перед этим по просьбе кипрских властей капитан отвел «Зенобию» на две мили от берега. В течение трех дней судно погружалось в Средиземное море и 7 июня 1980 года окончательно ушло под воду.

А ВЫ КАТАЛИСЬ НА РОССИЙСКОЙ ПОДЛОДКЕ?

В нулевых годах опуститься к «Зенобии» - в зеленовато-синий хаос покореженного металла, мимо огромных лопастей кормовых винтов, застывших навсегда - можно было на российской подводной лодке «Садко», построенной в 1997 году в Санкт-Петербурге в конструкторском бюро «Рубин».

Из бездны постепенно появлялись очертания 172-метрового монстра. Затонувший корабль оброс похожими на вату зелеными водорослями, из которых выступает в изумрудном полумраке россыпь каркасов, трапов и автомобилей. 108 грузовиков лежат на боку штабелями, свисают с палубы на цепях, разбросаны по дну.

Грузовики и рефрижераторы выглядят как детские игрушки, хаотично раскиданные капризным хозяином, а носовая часть «Зенобии» напоминает космический корабль инопланетян. На палубе - относительный порядок, если, конечно, не обращать внимания на то, что судно лежит на левом борту.

ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ В МИРЕ ПОДВОДНЫХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ

Поднимать «Зенобию» нет никакого смысла. Лежа на дне, она приносит гораздо больше прибыли. Уже 38 лет и зимой, и летом к парому погружаются сотни любителей подводного плавания, многие из которых прилетают на Кипр только ради «Зенобии». Затонувший паром, переходы и коридоры которого сплелись в невероятный лабиринт - идеальный полигон для совершенствования навыков аквалангистов.

!!! - Подписывайтесь на страницы «Европы-Кипр» в

Поделиться